МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Павлова Анна Павловна (Матвеевна)
Годы жизни: 01.12.1881 - 23.01.1931
танцовщица

Сайты по теме
Театральная жизнь Москвы
Театральная афиша Москва
Театральная афиша Петербург
Центр информационных технологий для театров
Театры Москвы
Театральные страницы Петербурга
"Театральный смотритель"

В том же виде искусств
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Алексеев Константин Сергеевич
Комиссаржевская Вера Федоровна
Преображенская Ольга Иосифовна
Шаляпин Фёдор Иванович

Современники
Бондаренко Илья Евграфович
Бунин Иван Алексеевич
Преображенская Ольга Иосифовна
Фомин Иван Александрович
Щусев Алексей Викторович

В той же профессии
Андреянова Елена Ивановна
Павлова Анна Павловна
Уланова Галина Сергеевна
Плисецкая Майя Михайловна
Максимова Екактерина Сергеевна


Произведение
Жизель
Жизель


Персоналия
Истомина Авдотья Ильинична
Истомина Авдотья Ильинична


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Павлова А. Пахита
Павлова А. Пахита

В 1891 принята на балетное отделение Петербургского театрального, училища (педагоги А. А. Облаков, Е. О. Ваземский, П. А. Гердт). На выпускном спектакле выступила в партии Дочери дворецкого в специально поставленном Гердтом балете "Мнимые дриады". По окончании училища с 1899 танцовщица Мариинского театра. Дебютировала в том же году в Па де Труа в "Тщетной предосторожности". В 1906 переведена в разряд балерин. В 1910 перешла на положение гастролёрши. На сцене Мариинского театра последний раз выступила в партии Никии в 1913, последняя гастроль в России — концерт в Москве в Зеркальном театре сада "Эрмитаж" (1914). В постановке М. И. Петипа, Л. И. Иванова и их предшественников определилось многообразие возможностей Павловой: музыкальность и психологическую содержательность её танца, эмоциональная действенность игры, широта жанрового диапазона. Её выступление в "Баядерке" (1902) дало вторую жизнь образу Никии, истолкованному в плане высокой трагедии духа, внесло перелом в сценическую жизнь спектакля. В образе Жизели (1903) психологизм трактовки вёл к поэтически просветлённому финалу. Павлова исполняла партии, где классическая основа имела национальную характерную окраску. Зажигательный, бравурный танец её испанских героинь—Пахиты, Китри (обе 1907) был высоким образом исполнительского мастерства и стиля своего времени. Обращалась и к собственно характерным танцам: панадерос ("Раймонда"), уральская пляска ((Конёк - Горбунок), испанский танец (Щелкунчик), Вакханка (Времена года). С новаторскими поисками балетм. А. А. Горского, стремившегося к драматизации балетного действия, связаны в репертуаре П. партии Китри и БинтАнты (Дочь фараона). Последнюю она сначала исполнила в Большом тре (1906), а затем танцевала партию Аспиччии в традиционной постановке того же балета на петерб. сцене.
    Павлова сыграла важную роль в реформах М. М. Фокина как первая исполнительница гл. партий в созданных им балетах: "Виноградная лоза" (1906), "Эвника" (1907; Актея, затем и Эвника), "Шопениана", "Павильон Армиды" (оба 1907; Армида), "Египетские ночи" (1908, Береника). В них проявились одухотворённый психологизм и музыкальность артистки. Главными ценностями творческого союза Павловой и Фокина явились произв, где танец подчинён духовно-выразительным задачам: "Шопениана", "Лебедь" на муз. К. СенСанса (1907, позже под названтем "Умирающий лебедь"), ставший поэтическим символом русской хореографии этой эпохи. Отдавая дань новаторству Фокина, Павлова попрежнему хранила преданность русской балетной классике. С 1908 гастролировала за рубежом. В 1909 виднейшая участница Русских сезонов в Париже, положивших начало её всемирной известности. В 1910 создала собственную труппу, края с триумфальным успехом выступала во многих странах. В 1913 и 1914 Павлова выступала в Петербурге и Москве.
    Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту", а также концертные номера. В её труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики, с ними создавались новые хореографические миниатюры: "Ночь" и "Вальскаприс" на музыку А. Г. Рубинштейна, "Стрекоза" на музыку Ф. Крейслера, "Калифорнийский мак" на муз. Чайковского. Фокин специально для труппы Павловой поставил в 1913 "Прелюды" на музыку Ф. Листа и "Семь дочерей Горного короля" на музыку А. А. Спендиарова.
    Творческий облик Павловой сложился на русской сцене. В своих многочисленных концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечественного искусства. Слава Павловой стала легендарной. Её подвижническое служение танцу пробудило во всём мире интерес к хореографии и дало толчок к возрождению зарубежного балетного театра. Снималась в художественном фильме "Немая из Портичи" в роли Фенеллы (1915, США); отснятые в 1924 в Голливуде миниатюры в исполнение Павловой вошли в фильм "Бессмертный лебедь" (1956).
    Павловой посвящены балет "Моя Павлова" (балетмейстер Р. Пети), художественный кинофильм "Анна Павлова" (1983), документ, фильм "Анна Павлова" .

Белова Е.П., Добровольская Г.Н., Красовская В.М. Русский балет. Эциклопедия. М., 1997. С.342




Павлова А. Одетта
Павлова А. Одетта





 



  (c) портал "Культура России"