МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ

Римский-Корсаков Николай Андреевич
Годы жизни: 1844г. - 1908г.
композитор

Сайты по теме
Российский музыкальный сервер
Русская классическая музыка в формате "midi"
Русская классическая музыка в файлах
Московский Музыкальный Вестник - Академическая музыка on-line

В том же виде искусств
Лавровская Елизавета Андреевна
Лядов Анатолий Константинович
Глазунов Александр Константинович
Рахманинов Сергей Васильевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич

Современники
Мочалов Павел Степанович
Толстой Лев Николаевич
Репин Илья Ефимович
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Ленский Александр Павлович

В той же профессии
Глазунов Александр Константинович
Рахманинов Сергей Васильевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич
Стравинский Игорь Фёдорович
Вертинский Александр Николаевич


Произведение
Человек с киноаппаратом
Человек с киноаппаратом


Персоналия
Лавровская Елизавета Андреевна
Лавровская Елизавета Андреевна


Искать то же на:
Yandex
Rambler
Google





 
Римский-Корсаков Н.А.
Римский-Корсаков Н.А.

Римский-Корсаков (1844—1908 гг.) родился в Тихвине, маленьком городке Новгородской губернии, где жил на покое его отец, отставной губернатор А. П. . Это был человек, имевший мало общего с большинством чиновников николаевского времени. Не чуждый передовым веяниям эпохи, он был отстранен от должности по личному распоряжению Николая I за гуманное отношение к полякам. Противник крепостного права, А. П. Римский-Корсаков отпустил на волю своих немногочисленных крепостных. Некоторые черты натуры Н. А. Римского-Корсакова — высокая принципиальность, неспособность к компромиссам — сложились, вероятно, не без влияния отца.Живя в Тихвине, Римский-Корсаков часто соприкасался с поэтичной северной природой, слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. И эти впечатления не прошли бесследно для его творчества.Римского-Корсакова с детских лет обучали фортепьянной игре. В годы тихвинской жизни начались и попытки сочинять музыку. Но родители Римского-Корсакова не собирались делать из него музыканта. Да и сам будущий автор "Псковитянки" мечтал стать не композитором, а моряком - по примеру старшего брата и дяди, морских офицеров.Двенадцатилетним мальчиком Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской корпус — военное училище, готовившее морских офицеров. Военно-морская служба, казавшаяся столь заманчивой в Тихвине, не увлекла Римского-Корсакова. Гораздо больше интересовала его теперь музыка. Он берет уроки фортепьянной игры, пробует сочинять, посещает оперу и концерты, хотя и не думает еще о профессиональной музыкальной деятельности. Жизненный путь Римского-Корсакова определила его встреча с Балакиревым, состоявшаяся в самом начале шестидесятых годов. Балакирев познакомился с сочинениями Римского-Корсакова и сразу понял, что семнадцатилетнему кадету суждено стать большим музыкантом. Балакирев предложил Римскому-Корсакову писать симфонию. С этого времени Римский-Корсаков решил посвятить себя музыке; впрочем, еще долгое время он не мог расстаться с военно-морским мундиром — искусство в те времена обеспечивало очень немногих.Работу над симфонией прервало длительное морское плавание, которое Римский-Корсаков обязан был совершить по окончании корпуса. После возвращения из плавания он закончил симфонию; вскоре она прозвучала в одном из петербургских концертов. За симфонией последовали другие сочинения, привлекшие внимание русского музыкального мира.Почти полвека Римский-Корсаков отдал творческому труду. Основное в его наследии — пятнадцать опер. Он написал также несколько десятков романсов и ряд симфонических произведений. Менее значительны его сочинения других жанров. Больше всего влечет Римского-Корсакова русская история, русский эпос, русская сказка. Его музыкальная речь своими корнями уходит, прежде всего, в русское народное творчество, в русскую народную песню. Римского-Корсакова вдохновляли и образы народного искусства других стран. Под впечатлением арабских сказок "Тысячи и одной ночи" создано лучшее симфоническое произведение Римского-Корсакова "Шахерезада". Испанские народные мелодии легли в основу "Испанского каприччио". И в этих симфониях и в других сочинениях Римский-Корсаков проявил себя блестящим мастером оркестра. Господствующий тон искусства Римского-Корсакова — светлый, жизнерадостный. Ему особенно близки теплые лирические образы, но ему не чужды и образы глубоко драматические — мы познакомимся с ними, когда речь будет идти о таких произведениях, как "Псковитянка", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже".В течение десятилетий Римский-Корсаков совмещал творческую работу с разносторонней музыкальной деятельностью. Несколько лет он руководил Бесплатной музыкальной школой. Школа устраивала общедоступные концерты; в ней обучались музыке любители из разных слоев, в том числе рабочие. Покинув военно-морскую службу, Римский-Корсаков свыше десяти лет руководил духовыми оркестрами военно-морского ведомства. Много времени и энергии — тоже в продолжение десятилетия — он отдавал педагогической работе в петербургской певческой капелле. Но больше всего сил брала у него работа в Петербургской консерватории. Он преподавал в консерватории около сорока лет—с 1871 года до своей смерти в 1908 году. Школу Римского-Корсакова—главным образом в консерватории — прошли десятки композиторов. Достаточно назвать из числа его учеников таких выдающихся композиторов, как Аренский, Глазунов, Лядов, Лысенко, Стравинский, Гнесин, Мясковский, Прокофьев

Соловцев А.Книга о русской опере. М., 1960. С.88






Конек-Горбунок
Псковитянка
Снегурочка
Царская невеста
Снегурочка
Иван Грозный




 



  (c) портал "Культура России"