МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Надвратная сень с изображением евхаристии
Дата создания: Первая половина XV века


Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Иоанн Предтеча. Из деисусного чина
Богоматерь Ярославская
Успение. Храмовая икона Успенского собора Московского Кремля
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля

Созданные в то же время
Троица
Иоанн Предтеча из Николо-Пешношского монастыря
Богоматерь "Умиление" из Успенского собора
Успенский собор на Городке в Звенигороде
Илья пророк

Того же типа
"Что есть истина?" Христос и Пилат
Тихая обитель
Свежий ветер. Волга.
На севере диком...
Вечерний звон

В том же жанре
Спас в силах
Звенигородский чин
Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Иоанн Предтеча. Из деисусного чина
Богоматерь Ярославская


Произведение
Церковь Георгия в Ендове
Церковь Георгия в Ендове


Персоналия
Папанов Анатолий Дмитриевич
Папанов Анатолий Дмитриевич



   К пользовавшемуся большой известностью троицкому иконостасу восходит и другая икона в Третьяковской галерее — надвратная сень с изображением евхаристии. Эта сцена, разбитая в праздничном ряду на два отдельных эпизода и скомпонованная по вертикали в соответствии с форматом праздничных икон, на сени получила иное оформление: оба эпизода оказались вплотную придвинутыми друг к другу и развернутыми не столько ввысь, сколько вширь. Но основные элементы композиции полностью сохранились и в этом новом варианте. Архитектурные кулисы слева подчеркивают движение апостолов к Христу, колонна с постаментом в центре так повернута, чтобы оттенить наклон Христа к подходящим к нему ученикам. Престол размещен не под киворием, а перед ним. Такое пространственное смещение позволило художнику отделить фигуру Христа от апостолов, но в то же время не отодвигать ее слишком вглубь, чтобы она не утратила значение главного действующего лица. Подходящие к Христу апостолы робко жмутся друг к другу. Петр, преисполненный чувств, припал к руке Христа. В этой группе есть неподражаемый оттенок простодушия. По-видимому, художник претворил здесь живые впечатления от деревенской церковной службы, когда он имел возможность наблюдать подходящих к причастию крестьян.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9



Рублев Андрей




 



  (c) портал "Культура России"