МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Дата создания: 1482г.

Сайты по теме
коллекция оцифрованных изображений русской классической живописи
Русская живопись
иконы


В том же виде искусств
"Хвалите господа с небес"
Богоматерь Толгская. Икона из Толгского монастыря
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Илья Пророк в пустыне
Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле

Созданные в то же время
Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля

Того же типа
Богоматерь Донская
Дмитрий Солунский
Архангел Гавриил из Деисуса
Воскресение.Сошествие во ад
Чудо Георгия о Змие

В том же жанре
Богоматерь Толгская
Богоматерь Толгская (поясная)
Спас из Елеазарова монастыря
Борис и Глеб
Спас


Произведение
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле
Росписи церкви Николы Мокрого в Ярославле


Персоналия
Римский-Корсаков Николай Андреевич
Римский-Корсаков Николай Андреевич


Дионисий. Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Дионисий. Богоматерь Одигитрия из Вознесенского собора Московского Кремля
Автор: Дионисий


   Она происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец сообщает, что при пожаре 1482 года эта икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, доска же ее сохранилась. И тогда Дионисию было поручено написать на той же доске икону "в тот же образ". Иконографический тип Богоматери Одигитрии (путеводительницы) был весьма почитаем на Руси (особенно в Москве). Известно, что архиепископ Суздальский Дионисий вывез из Константинополя в 1381 году две точные копии с прославленного образа Одигитрии и поместил их в своем суздальском соборе и в нижегородском соборе. Возможно, что одна из этих копий попала в Вознесенский собор. Но это могла быть и другая реплика, подобная той, которая хранится в ГТГ.
    Дионисий был здесь связан тем образом, который он должен был точно повторить. Лики, как обычно у Дионисия, написаны очень мягко, без резких переходов от света к тени. Санкирь нанесен тонким слоем, подрумянка отсутствует, плави незаметно перетекают одна в другую. Это лишает лица рельефа и объема и в немалой степени способствует их дематериализации. Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния, навеяны рублевскими святыми. Они написаны в очень тонкой миниатюрной технике, дающей хорошее представление о той манере письма мастера, в которой он работал, выполняя произведения небольшого масштаба.

Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М., Искусство. 1980. С.9



Дионисий




 



  (c) портал "Культура России"