МУЗЕИ РОССИИКУЛЬТУРА РОССИИ


Собор Смольного монастыря
Дата создания: 1748г. - 1757г.

Сайты по теме
Архитектура России
Великие зодчие
Русская Утопия: депозитарий
Храмы Москвы
Исторический Петербург


В том же виде искусств
Церковь Петра и Павла в Смоленске
Церковь Пантелеймона в Галиче
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Дворец в Боголюбово
Успенский собор во Владимире-Волынском

Созданные в то же время
Собор Смольного монастыря
Портрет К.А.Хрипунова
Портрет Хрипуновой

В том же жанре
Церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре
Благовещенский собор Московского Кремля
Церковь Ризположения в Московском Кремле
Церковь Зачатия Анны "Что в углу"
Трапезная Андроникова монастыря


Произведение
Предметы орденских сервизов (Георгиевского и Владимирского). Завод Гарднера
Предметы орденских сервизов (Георгиевского и Владимирского). Завод Гарднера


Персоналия
Репин Илья Ефимович
Репин Илья Ефимович


Растрелли Ф.Б. Собор Смольного монастыря
Растрелли Ф.Б. Собор Смольного монастыря
Автор: Растрелли Ф.Б.


   Сооружение Воскресенского Новодевичьего монастыря на месте, где прежде располагался Смольный двор, начато по проекту Ф.Б. Растрелли в 1748 г. В 1764 г. при монастыре было основано учебное, заведение для девушек дворянского происхождения Смольный институт. В центре монастырского ансамбля возвышается великолепный образец барочной церковной постройки пятиглавый собор, возведенный Растрелли в 1748-1764 гг. Окончательную достройку и внутреннюю отделку собора осуществлял В. П. Стасов в 1832-1835 гг. Двухъярусный основной объем храма увенчивают пять глав, тесно примыкающих друг к другу. Пластика наружных стен отличается исключительным богатством и живописностью. Выступы углов украшены пучками колонн в первом ярусе и пилястр во втором. Окна обрамлены наличниками с перехватами причудливого рисунка. Интерьер собора, исполненный уже в эпоху классицизма, резко контрастирует своей строгостью и простотой с праздничным и нарядным наружным обликом. Корпуса келий повторяют своей крестообразной конфигурацией план храма. Внутренние углы каре корпусов отмечены четырьмя башнеобразными церквами, силуэты и пластика стен которых созвучны собору. Невысокая глухая каменная ограда (возведена в 1750-1760х гг.), окружавшая прежде весь ансамбль, вторя его планировке, сохранилась далеко не полностью (часть северной и западная стена были разобраны). Ее изящные башенки по углам корреспондируют угловым церквам корпусов келий. Колокольня, запланированная Растрелли с западной стороны ансамбля, не была осуществлена. Корпуса келий этой стороны построены в 1832-1835гг. В. П. Стасовым, а в 1860х гг. П. И. Таманский придал их фасадам барочный облик. Между западным фасадом собора и западными корпусами келий в 1832-1835 гг. установлена исполненная по проекту В. П. Стасова решетка строгого классицистического рисунка.

Ленинград и окрестности. М., Искусство.1990. С.444



Растрелли Франческо-Бартоломео




 



  (c) портал "Культура России"